Зверев Анатолий Тимофеевич

Художник Анатолий Тимофеевич Зверев

Анатолий Тимофеевич Зверев (3 ноября 1931, Москва — 9 декабря 1986, Москва) — советский художник-авангардист и график. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства того времени. Крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки считал его первым русским экспрессионистом. Пабло Пикассо назвал — великим Русским рисовальщиком. Роберт Фальк: Каждое прикосновение его кисти священно.
Родился 3 ноября 1931 года в Москве в Сокольниках в семье инвалида гражданской войны, мать — рабочая. Учился в школе рисованию на уроках художника-графика Николая Васильевича Синицына. Далее поступил в художественное ремесленное училище. На экзамене получил высокий разряд — маляра-альфрейщика (маляра по художественной отделке). Работал в доме пионеров, потом в парке «Сокольники».
В 1954 поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение.
Участник квартирных выставок 1959—1962 годов. Первая зарубежная персональная выставка Анатолия Зверева состоялась в парижской галерее «Motte» (1965 год), затем в Женеве.
В 1957 году гравюры Анатолия Зверева экспонируются на Молодежной выставке в Москве, устроенной к VI Международному фестивалю молодежи и студентов, в 1959 году репродукции его картин на своих страницах поместил американский новостной журнал «Life». В 1961 году три Зверевские акварели приобретает Нью-Йоркский музей современного искусства. Зверева выставляют в Нью-Йорке, Париже, Копенгагене, Вене, Лондоне, Брюсселе. На родине единственная прижизненная персональная выставка состоялась в 1984 году в Горкоме графиков.
Кульминация, максимальный личный взлёт его творчества состоялся на рубеже 50—60-х годов и был своего рода живым воплощением духа тогдашних свободных «независимо-подпольных» тенденций в искусстве. Но он был слишком самим собой, чтобы пленяться любым доктринёрством или групповой ангажированностью, хотя для тогдашнего «андеграунда» путь художника-одиночки был не характерен. Среди большинства художников своего поколения и союзников по независимому искусству он выделяется уже тем, что не вписывается ни в одну из сложившихся там общностей.
По своей репутации на родине Анатолий Тимофеевич Зверев может быть сравним с Венечкой Ерофеевым, лирическим героем знаменитой поэмы писателя Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва — Петушки» — также попадающим в различные истории, находящимся в постоянном алкогольном бреду, ведущим полубродяжный образ жизни.
Творческое наследие Анатолия Зверева насчитывает более 30 тысяч работ. Разнообразие обстоятельств создания работ художника, материалов при этом использованных и смешение школ делает затруднительным достоверную искусствоведческую экспертизу для отделения настоящих работ от подделок, присутствующих на рынке. В этих условиях «знаточество» становится единственным способом работы с наследием А. Т. Зверева.
Прожил Анатолий Тимофеевич Зверев 55 лет, скончался при не совсем ясных обстоятельствах в 1986 году в Москве.
Работы находятся в собраниях
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Музей АЗ, Москва
Московский музей современного искусства, Москва
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва
Государственный исторический музей, Москва
Новый музей, Санкт-Петербург
Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Ратгерский университет, кампус Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Kolodzei Art Foundation, Хайланд-парк, Нью-Джерси, США
Собрание Евгения Нутовича, Москва
Собрание Валерия Дудакова, Марины Кашуро, Москва
Собрание Бар-Гера, Кёльн, Германия
Собрание Костаки, Афины, Греция

Copyright © 2018, ООО «АРТХАБ». Все права защищены.